Вы находитесь здесь:Материалы»Категории»Новости»Октябрьские виадуки
Среда, 05 апреля 2017 19:47

Октябрьские виадуки

Автор
Оцените материал
(0 голосов)

На самом юге Пермского края, среди холмов Сылвенского кряжа, бежит железная дорога, пересекая глубокие речные долины виадуками совершенно сказочного вида. Так и ждёшь, когда из-за поворота появится чёрный дымок паровоза, отправляющего нас в волшебную страну. Только приглядевшись видишь, что бетонные конструкции покрылись сколами и трещинами, ограждение местами отсутствует, а насыпь подъездных путей заросла деревьями.

 

Владислав Тимофеев. Виадук

Владислав Тимофеев. Виадук

Идея соединить напрямую города Казань и Екатеринбург очень долго витала в воздухе. Впервые её предложил Е.В. Богданович, как один из вариантов планируемой Транссибирской магистрали. Одним из доводов в пользу этого маршрута было предупреждение голода, приключившегося в Пермской губернии в 1860-х годах: «единственным к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург…», а продолжению её через Тюмень к границе с Китаем предлагалось «важное международное коммерческое значение». На рубеже XIX-XX веков неоднократно предпринимались попытки реализации этого проекта, вместо которого сначала была построена Горнозаводская железная дорога через Пермь, Нижний Тагил и Екатеринбург, а затем и линия Пермь-Кунгур-Екатеринбург. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь в конце мая 1914 года, года страшного для России и всего мира. За постройку Казанбургской дороги, как она стала называться, взялось акционерное общество «Московско – Казанская железная дорога». Главным инженером проекта стал инженер путей сообщения Белоцерковский. Строительные работы выполнялись вручную: «кирка да лопата, тачка да конная тяга - вот и вся техника», широко применялся труд военнопленных.

Виадук в Сарсе

Наиболее сложным участком на железной дороге стало пересечение Сылвенского кряжа, между реками Тюй и Уфа. Несмотря на то, что дорогу старались прокладывать по водоразделу, здесь было построено 7 виадуков (некоторые из них достигали длины более 500 метров) и 4 железнодорожных тоннеля, один из которых достигал длины 2 километров. Сылвенский кряж оказался для железнодорожников более сложным препятствием, чем собственно уральский хребет. Максимальная высота железнодорожной линии достигала 350 метров.

Виадук в Пермском крае

Тяжелые условия строительства дороги сказалось и на названиях станций. Например, вблизи водораздела Сылвенского кряжа находится Ненастье. Станция эта получила своё название от того, что тучи часто «цепляются» за водораздел и вновь возвращаются к этому месту. Не так давно эту станцию упомянул в своём романе писатель Алексей Иванов.

Поселок Ненастье, Октябрьский район Пермского края

Испытания, выпавшие на Россию в начале XX века, затормозили строительство дороги. В лихолетье Гражданской войны дорога оказалась на острие борьбы белых и красных сил. Сложилась даже интересная ситуация, когда достройку дороги со стороны Сарапула вели красные, а со стороны станции Дружинино белые войска. Соединились оба участка дороги около станции Щучье озеро в 1918 году.

26 июля 1918 года декретом советского правительства все частные дороги были национализированы, а осенью 1919 году после разгрома колчаковской армии на Казанбургской дороге побывала комиссия, признавшая дорогу негодной к эксплуатации. Для её восстановления была даже брошена армия из 12,5 тысяч красноармейцев. И 1 июля 1920 года в Екатеринбург пришёл первый поезд со стороны Казани. Дорога была передана в административное подчинение Пермской железной дороге, с управлением в Екатеринбурге. С 1936 года дорога перешла в подчинение Казанской железной дороги, которая в 1961 году была подчинена Горьковской железной дороге, в составе которой находится и ныне.

Виадук

На территорию Октябрьского района Пермского края попадает западный склон Сылвенского кряжа, более пологий, в пределах которого было построено 2 виадука. Авторами этих ярких образцов мостостроения начала XX века стали инженеры П.В. Щусев, О.А. Модерсон и М.Ф. Клочанов. Для строительства был применён новый для тех времён материал - железобетон. В облицовке использовались гранитные блоки. Большинство строительных материалов доставлялось на баржах по реке Уфе, а затем по железной дороге. Оба октябрьских виадука пришли к 1980-м годам в сильно изношенное состояние. Остро встала необходимость строительства второго пути, и было принято решение сделать вместо них насыпи. Они хоть и не так живописны, но зато более дёшевы и неприхотливы в эксплуатации.

Первый виадук был проложен через верховья реки Ирени, рядом со станцией Бартым. Ирень – один из крупнейших притоков Сылвы, название которого происходит от татарского слова со значением «горький» и связано с развитием в бассейне реки гипсовых отложений, образующих причудливые скалы и пещеры. Стоя на берегу небольшого ручейка, протекающего около станции Бартым, сложно представить, что он превратиться в довольно крупную реку. Бартымский виадук имеет четыре пролёта и длину 100 метров. С западной стороны проход на виадук затруднён.  Сама станция Бартым, получившая своё название по близлежащей речке, малоинтересна. До конца 1970-х годов здесь имелась лесовозная узкоколейная железная дорога, прекратившая своё существование с вырубкой лесной базы. Недалеко от станции находятся старые деревни Верх-Ирень и Атнягузи, где с давних времён живут иренские татары.

Железнодорожный виадук в Октябрьском районе

Второй виадук пересекает реку Сарс, приток реки Уфы. Сарсинский виадук имеет небольшой изгиб и состоит из шести пролётов. Его длина 160 метров. На нём сохранились и перила. Рядом с виадуком раскинулась татарская деревушка Большой Сарс. Неподалёку находится остановочный пункт Сарс. Вообще, Сарсов в Октябрьском районе множество, есть и просто Сарс или Завод-Сарс, а также Верхний, Большой, Малый и Русский Сарсы. Возле станции Сарс располагается множество карьеров, где добывается доломит. Можно найти состоящий из множества мелких сфер оолитовый доломит, а также окаменевшие раковины древних обитателей морей.

На виадуке

Как добраться до виадуков?

Виадуки располагаются в Октябрьском районе Пермского края.

На общественном транспорте: из Перми едем на автобусе до посёлка Октябрьский, пересаживаемся на электричку и едем, сначала до станции Сарс, затем до станции Бартым.

Около виадука

На автомобиле до Сарсинского виадука. Едем до посёлка Октябрьский, проезжаем его по главной дороге и продолжаем движение на юг. Через несколько километров поворачиваем направо, по указателю на деревню Большой Сарс. Доезжаем до деревни и идём направо, вдоль железнодорожных путей до виадука.

На автомобиле до Бартымского виадука. На машине едем в сторону посёлка Октябрьский, после Богородска и отворота на Тюш ищем поворот направо - по указателю на Чернушку, поворачиваем и через несколько километров поворачиваем налево - на Усть-Каменку. По хорошей щебёночной дороге едем прямо до села Мостовая, где сворачиваем направо. Далее по грунтовой дороге, мимо татарских деревень Атнягузи и Верх-Ирень, доезжаем до посёлка Бартым. От железнодорожной станции идём налево, вдоль путей до виадука. В селе Мостовая стоит посмотреть красивую белокаменную Введенскую церковь.

© Владислав Тимофеев

UraloVed.ru

Прочитано 2875 раз Последнее изменение Среда, 05 апреля 2017 19:48
Николай Субботин

Президент Ассоциации "Протоистория". Сценарист, режиссер и продюсер телекомпании "Формат" ("Самые шокирующие гипотезы" (РЕН-ТВ)).

www.protohistory.ru

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Конференция "Дорогами Ариев"

Дорогами Ариев. 01
Открытие конференции. Вступительное слово ведущего
Дорогами Ариев. 02
Светлана Жарникова. Приветственное слово
Дорогами Ариев. 03
Анатолий Клёсов. Миграция Ариев в свете данных ДНК-генеалогии
Дорогами Ариев. 04
Андрей Жуков. Кольские сейды. Гиперборейская теория
Дорогами Ариев. 05
Георгий Максименко. Аркаим - древний металлургический центр
Дорогами Ариев. 06
Валентин Гнатюк. Независимая экспертиза "Велесовой книги"
Дорогами Ариев. 07
Анатолий Клёсов. Презентация книги "Экспертиза Велесовой книги"
Дорогами Ариев. 08
Александр Колтыпин. Была ли возможна Гиперборея
Дорогами Ариев. 09
Сергей Гусев. Металлургические мастерские бронз века на полуострове Таймыр

Категории

Помощь по сайту

Как работать с сайтом?

Статистика

Статистика

Top